Вкусная пицца, популярнейший бренд, самая быстрорастущая сеть общественного питания в России — всё это про компанию Додо Пицца. Сыктывкарский феномен стремительно выходит за рамки не только в России, но и в странах ближнего зарубежья. Успех компании во многом определила именно ориентированность на клиента. Она буквально витает в воздухе, как только вы заходите в пиццерию. Ну и конечно, доставка за 60 минут или бесплатная пицца — это стало своеобразной визитной карточкой Додо.
Наименование обслуживающей компании мне не известно. Вполне возможно, что её вообще нет или Додо пользуется чем-то вроде ремонта компьютеров на дому, что в их случае — весьма оправданно. Компьютерная инфраструктура компании составляет всего несколько ноутбуков и планшетов и держать в штате единицу нецелесообразно — проще отдавать такую работу на аутсорсинг.
Компания, между тем, производит не только пиццу, но и собственную информационную систему Dodo IS, за судьбой которой можно последить на персональном блоге Федора Овчинникова (создателя Додо). Работа на доставку обязывает иметь пиццерию постоянный, стабильный доступ в интернет — заказ сделанный с сайта обрабатываются прямо на кухне. Также на сайте сети пиццерий есть возможность посмотреть процесс приготовления пиццы через веб-камеру. Она тоже должна бесперебойно работать. Мы посетили пиццерию по ул. Петрозаводская, д.21/1, чтобы проанализировать текущее состояние сетевой составляющей помещения:
Текущие проблемы:
1. Отсутствие резервирования канала интернет
2. Отсутствие внятной схемы сетевой инфраструктуры
3. Отсутствие маркировки кабелей. Много лишнего сетевого оборудования.
Что мы хотим получить:
1. Автоматическое переключение на резервный канал при падении основного
2. Один маршрутизатор для всех сетей (рабочая, wi-fi для посетителей, камеры и т.п.)
3. Отсутствие лишних проводов
Начинаем работу:
Самая главная проблема состояла в том, что схема подключения была неизвестна даже управляющим пиццерии, а никакими управляющими коммутаторами здесь и не пахло. Таким образом пришлось работать методом «тыка». Большинство устройств имеет проводное подключение. Есть две сети Wi-fi — рабочая и бесплатный «хотспот» для клиентов пиццерии. Также в пиццерии используется два провайдера — Ростелеком и ТТК. Последний был подключен через Zyxel Keentic Giga II, подвешенный над потолком:
Он отвечал за сети Wi-Fi, т.е. и рабочая, и гостевая сетки «висели» именно на нём. Также, как выяснилось чуть позже, кабель с разъема LAN1 уходит на коммутатор D-Link DES-1016A к которому подключена камеры наблюдения внутри пиццерии. Одна из них, как писалось выше, транслирует происходящее на кухне в интернет:
От Ростелекома мы имеем ADSL-модем Dlink 2640u, который также был в подвешенном состоянии. Т.к. кабеля уходили на чердак, куда попасть и работать было весьма проблематично пришлось прибегнуть к утилите netstat, благодаря которой мы определили, что к нему подключены кассовые терминалы и ноутбук обрабатывающий заказы на доставку:
Так как бирок под рукой у нас не было — мы временно промаркировали кабеля обычными ценниками:
Продолжение следует…
Во второй части мы рассмотрим подключение всей этой архитектуры к маршрутизатору Mikrotik CRS125-24G-1S-2HnD-IN, который используется в головной пиццерии на ул. Первомайской д. 85, где мы также оперативно побывали:
А пиццерию на Первомайской 85 закрыли, из-за очередного Магнита). Очень жалко, что в центре города остаются все больше магнито-тряпичные инкубаторские клоны, да пивнушки для спаивания людей. А места для различного интересного культурного(трезвого) отдыха молодежи не выдерживают конкуренции.
Теперь еще одну Пятерочку в соседнем доме на Первомайской 83 откроют и город продолжит превращение в однообразный, скучный полигон из х.ф. «Сталкер» режиссера Тарковского.